Песня нашего Исхода.

Так получилось, что несмотря на то, что я веду Седер в разных общинах ежегодно, к каждому Седеру мне приходится готовиться заново. И дело даже не в том, что я забываю порядок Седера за год, а в том, что каждый год мне хочется понять о Песахе что-то новое для себя. Вполне возможно, что то, что я поняла о Песахе 2019 поняли уже многие до меня, но тем не менее хочу поделиться своим личным открытием.

Песня Булата Окуджавы «Пока земля еще вертится» пробудила во мне цепь ассоциаций. Пела я ее, пела, пока вдруг меня не осенило, что эта песня мне напоминает Пасхальную песню «Даейну» – «Дай же ты всем по немного и не забудь про меня». В песни Даейну тоже поется о том, что даже небольших чудес нам было бы достаточно, чтобы быть благодарными. И я решила, что я хочу включить эту песню в свой Седер на этот год, как песню личного Исхода. И потом я стала сопоставлять историю Исхода из Египта и историю Исхода из Советского Союза. И вот, что у меня получилось. Плотным шрифтом я буду писать события Исхода из Египта, а обычным – из СССР.

Семейство Яакова приходит в Египет добровольно спасаясь от засухи и голода.

Евреи ринулись в Революцию сломя голову, потому что их возможности в Царской России были очень ограничены. Евреи были законсервированы в маленьких городках законами о Черте Оседлости. Только несколько слоев еврейского населения, как к примеру купцы первой гильдии, могли селиться в таких больших городах, как Харьков. Из-за этого евреи не могли получить светское образование, даже если у них и было такое желание. С другой стороны, им не давали вести и свой еврейский уклад спокойно, отправляя в армию на 25 лет. И тут изголодавшиеся по самоопределению евреи попадают на плодородную почву молодой страны, где они могут себя проявить по-настоящему.

В это время в Египте сын Яакова, Йосеф, становится вторым человеком в стране и имеет приятельские отношения с Фараоном.

Среди строителей Советского Союза было много евреев, которых можно было бы приравнять к Йосефу в Египте, взять хотя бы Льва Давидовича Троцкого. И на первых порах это было залогом того, что еврейское население будет лояльно к новой власти. Именно поэтому всякое культурное самовыражение еврейского народа приветствовалось и поощрялось.

После смерти Йосефа отношение к семейству Яакова резко изменилось, и фараон решил сделать из них рабов.

Здесь аналогия весьма прозрачна: после короткого, но бурного расцвета почти во всех возможных науках и искусстве, еврейский народ попадает в немилость Советской власти. Раб не имеет возможности на самоопределение, он не обладает отличительными чертами – и это практически то, что хотела сделать из евреев Советская власть – превратить их в часть безликой массы советского народа, которая составляет пирамиду-мавзолей Партии Большевиков.

Моше в это время живет счастливой жизнью в Медияне, он не считает себя лидером еврейского народа, но принимает на себя ответственность вывести своих родственников из Египта.

В истории исхода из Советского Союза трудно найти одного Моисея. Это скорее сборный образ мирового еврейства, который стал на сторону своего брата. Легче найти аналогии с Аароном и Мирьям, ведь не весь еврейский народ сидел в Советском Союзе сложа руки. Были смельчаки, которые пытались рыть проход и с «той стороны стены».

Десять казней Египетских.

Считается что каждая египетская казнь была развенчанием мифа об одном из Египетских Богов – казнь лягушками – развенчание божественной природы Хекет – богине с головой лягушки, пасхальная жертва – Бога Аписа с головой Быка. Нил сам считался божеством, но и его поразила казнь, когда воды Нила стали кровью.

Египетские казни исхода из Советского Союза тоже были направлены на развенчание божественной природы Советской власти. Когда живешь в рабстве, то трудно поверить, что может быть по-другому. По-другому не всегда значит, что более сытно и благополучно. Евреи прошли через трудную эмиграцию и иногда им было сложнее, чем в предыдущей несвободной, но понятной жизни в СССР. Но они стали символом освобождения.

Я не хочу сказать, что уход евреев из Советского Союза стал началом раскола Советского Мира, но свою лепту он, конечно, внес. И хотя не все евреи смогли уйти из земли рабства, процесс освобождения уже невозможно было остановить.

Евреи вышли в пустыню, чтобы получить Тору и стать единым народом.

Вот тут друзья, у меня сложности с ассоциациями. Мы проделали долгий путь, мы прошли через многие преграды и судьбоносные решения. И у нас есть возможность выбрать свой путь еврейства. Но мне кажется, что, когда мы выбираем сесть за стол Седера, мы уже делаем выбор быть с нашим народом. И пусть это не является принятием Торы и законов в традиционном плане, все же это свободное решение причислять себя к еврейскому народу, является кульминацией Песаха.

 

Надеюсь увидеть вас за Седерным столом в этом году!

 

– Женя Лопатник.