Рабство или Свобода – сложный выбор

– Ну кто же хочет быть рабом! Конечно, все бы сразу ушли из Египта вслед за Моше, если бы только не этот упрямый фараон!

Наша традиция говорит, что десять казней египетских нужны были скорее потомкам Яакова, чем Фараону. Как же получилось так, что будущие евреи предпочитали оставаться в рабстве и были недовольны появлением Моше, который хотел изменить их жизнь к лучшему?

Когда Фараон только начал процесс порабощения своих гостей, а ведь потомки Яакова пришли в Египет во время голода в Эрец-Исраэль как гости, то будущие евреи были возмущены. Она пытались сопротивляться. Но чем больше они противились, тем больше силы применял к ним Фараон. И со временем они сдались. И жизнь, где евреи не имели права на несогласие, стала казаться им обычной. Потом появилось новое поколение, которое уже родилось в рабстве. Они не знали, что бывает по-другому. Их родители были рабами, и рабская жизнь – это все, что их ожидало. И хотя эта жизнь была очень сложной, она была понятной, ты работаешь, тебя кормят, если ты нарушаешь правила – тебя наказывают.

И вдруг появился человек, который сказал: «Я выведу вас из рабства, и мы все вместе как один народ уйдем в пустыню.»

– Куда мы уйдем? В пустыню? Там, где днем невыносимо жарко, а ночью обжигающе холодно?

– В пустыню, где нет ни еды, ни питья?

– В пустыню, где песок будет скрипеть на наших зубах и ослеплять наши глаза? – так говорили друг другу будущее евреи.

Итак, потомки Яакова решили, что человек по имени Моше, который явился к ним из далекой страны Мидиян – просто сумасшедший. Хочу вам

напомнить, что Моше действительно не рос вместе со всеми рабами. Мама положила его в корзину и отправила по водам Нила, чтобы спасти от жестокого приказа Фараона – бросать всех маленьких еврейских мальчиков в Нил. И так случилось, что дочь Фараона услышала малыша и взяла его в царский дворец. И хотя его родная мать была его кормилицей, и он знал о своем происхождении, жизнь его была скорее царской, чем рабской. А когда он попытался вступиться за своих собратьев и даже убил одного надсмотрщика, ему пришлось бежать из Египта и так он оказался в земле под названием Мидиян. Поэтому Моше был чужаком для еврейских рабов. И к тому же опасным чужаком.

Как только Фараон услышал о требовании Моше, он стал обращаться с рабами еще хуже. Их стали наказывать без всякого на то повода, и они хорошо понимали, что это из-за Моше.

– Лучше бы он оставался там, откуда пришел – начали роптать они.

И тогда Всевышний наслал на Египет первую казнь – вся вода в Ниле и в колодцах стала красной как кровь. Но вода изменила не только свой цвет, но и вкус, и люди совсем не могли ее пить. Но у евреев в руках вода превращалась опять в воду, и они не знали жажды.

– Интересно, почему у египтян вода красная и отвратительная на вкус, а у нас чистая и прохладная?

Когда же Фараон попросит Моше отменить казнь, то и евреи стали думать, что происшествие с водой было всего лишь случайностью.

Тогда Всевышний ожесточил сердце Фараона и послал на Египет вторую казнь – казнь жабами. И вот из вод Нила стали появляться миллионы жаб и лягушек. Они заползали в обувь, запрыгивали в суп и так и норовили заползти в штанины. Но в палатках у рабов не было ни одной даже самой маленькой жабки.

– Наверное это неспроста. Может быть этот Моше и говорит правду… – стали задумываться будущие евреи.

С каждой новой казнью уверенность части рабов увеличивалась. Когда же должна была состояться последняя десятая казнь, перед евреями стал

выбор: уйти с Моше в пустыню, где их ждала неизвестность и возможно гибель – или остаться в Египте, где все сложно, но хотя бы есть укрытие и еда. Те, кто решился на исход, должны были собраться в доме, обмазать косяки дверей кровью ягненка, совершить совместно трапезу и с спозаранку отправиться в путь.

Я бы хотела сказать, что все потомки Яакова вышли из Египта и стали еврейским народом. Но это было не так. Считается, что только одна пятая решилась на исход. Но были другие люди, не родственники Моше, которые вышли искать свободу в неизвестность. Мы не знаем их имен, потому, что они тоже стали евреями. А что же с теми, кто не вышел из Египта? Их имен мы тоже не знаем, потому, что их уже нет в нашей истории.

До следующей недели!

Женя Лопатник