Пурим-шпиль, хоменташн и другие странные обычаи Пурима.
С моей точки зрения Пурим – это время искренней радости детей, и нескончаемых недоумений взрослых. Детей, конечно, можно понять, им достаются самые красивые костюмы, купленные со скидкой после Хэллоуина, вкусные треугольные пирожные, которые можно есть почти в неограниченном количестве (так положено!) и разнообразные мероприятия в еврейских центрах с магами, фокусниками и канатоходцами. Всё это только увеличивает градус восторга. С другой стороны, и взрослых можно понять. Многих смущает кровожадность праздника: с повешением, отрезанием ушей и массовыми убийствами. Других удивляет почему еврейская девушка, которая была насильно уведена из дома родственников и выдана замуж, за любое непослушание могла быть подвержена наказанию или казни, воспринимается традицией как героиня, а не как жертва. Вопросов непочатый край. И конечно, можно было бы остановиться на прекрасном «нас хотели убить, мы не сдались, так давай те же выпьем», тем более, что Пурим призывает нас наполнить бокалы, но есть люди, которые не могут спокойно выпить – подавай им высший смысл. И начну я, пожалей, с обычаев кушать хоменташн и разыгрывать историю Пурима на сцене.
Я называю хоменташн и пурим-шпиль обычаями, не потому, что я хочу обидеть нашу традицию, а наоборот, потому что я хочу внести ясность, что в Пуриме является заповедью, а что обычаем. Так вот, то без чего мы обычно не можем представить себе праздник Пурим, а именно маскарад и пирожки с начинкой, не являются обязательными. Для Пурима есть четыре заповеди. Они еще называются «четыре мем», потому что все они начинаются на иврите с буквы мем.
Эти заповеди:
Мегилат Эстер – слушать чтение свитка Эстер
Матанот ла-эвьоним – подарки нуждающимся
Мишлоах манот – рассылка съедобных подарков друзьям и
знакомым.
Миште – праздничная трапеза в Пурим, во время которой действительно принято выпивать немного больше обычного.
На что я хочу обратить внимания: ни слова о необходимости кушать хоменташн или делать маскарад.
Так в чем же смысл этих странных обычаев?
Наши мудрецы объясняют эти обычаи так. В Торе ни разу не упоминается имя Всевышнего, что достаточно странно для религиозного текста. События скорее развиваются по принципу детектива с небольшим количеством совпадений. Более того, если бы в тексте напрямую не было бы написано, что погубить хотят
именно евреев, то можно было бы предположить, что речь идет вообще не о еврейских героях. Ведь и имена у них были не еврейские, а вавилонского происхождения: Эстер, как вавилонская богиня Астарта, или Мордехай, как вавилонский бог Мардук. Но там, где встречается наибольшее количество вопросов и нужно искать решение. Наша еврейская героиня Эстер не была «обречена на успех». Она могла сделать другой выбор: не подвергать свою жизнь опасности и просто спокойно жить в царском дворце, быть Астартой, а не Хадассой (это еврейское имя она получила при рождении). Модехай мог согласиться на царские почести, так как он спас царя от отравления, и спокойно наслаждаться жизнью, а спасение еврейскому народу пришло бы через кого-то другого. Согласно еврейской традиции никто не рождается праведником или злодеем, только наши выборы делают нас таковыми. И что из всех наших выборов получится, тоже не видно сразу, как не видна вся начинка в тесте хоменташн. Великий замысел не виден сразу. Но он не виден не только в Пурим, но и в нашей каждодневной жизни. Иногда осложнения заканчиваются великой радостью, а плавное течение событий великим крахом. И Пурим с его Пурим-Шпилем, еще одно напоминание, что мы не видим к чему приведут те или иные события, все вокруг в масках, но мы верим, что есть Большой Замысел, который скрывается за всем этим, и в конце всё плохое поменяется на хорошее.
Пусть же в месяц Адар, месяц Пурима, всё плохое поменяет свой вектор на хорошее. Весёлого Пурима!
Женя Лопатник