Загадочный Пурим

Сегодня наступает второй день праздника Пурим. И когда первые восторги по поводу карнавала, хаменташн и пиршества утихли, мне кажется настало правильное время поговорить об историческом контексте праздника. Так как события Пурима происходят не в Израиле или Иудее, а в Персидской империи, то не вполне понятно, каким образом история, связанная с отдельной еврейской общиной стала праздником для всего еврейского народа.

Свиток Эстер начинает рассказ о Пуриме с торжественного события для царя Персидской Империи Ахашвероша.  Царь устраивает пир на весь мир и всех приглашает поучаствовать. Никаких специальных ограничивающих права евреев законов не издано – евреи тоже приглашены на пир. Более того, после изгнания (или казни) царицы Вашти, объявлен конкурс красоты, где любая девушка, вне зависимости от этнической принадлежности может участвовать. Эстер не хочет становиться женой царя, который так легко расправляется со своими женами, и держит свое происхождение в секрете. Но если бы она сразу призналась в своем происхождении, то это не стало бы помехой в ее царственной карьере. Перед нами картина полной толерантности и терпимости со стороны государственной власти. Казалось бы, чего еще хотеть. И тут советник царя Аман едет на своем царственном скакуне, и еврей Мордехай ему не кланяется. И тут уместно задать вопрос. У евреев Персидской Империи все хорошо, они обладают всеми правами, как и другие жители Персидской Империи. Почему Мордехай хочет своим собратьям все испортить, когда только наконец-то все наладилось? Неужели он не понимает к каким последствиям его строптивость может привести? Тем более, что в еврейской традиции считается что перед любыми царями можно и нужно кланяться, так как Всевышний поставил их царями над народами, а их советники являются прямыми посланниками их воли. То есть поклониться советнику царя явно не является большим проступком. Тем более, что для спасения жизни можно даже нарушать еврейские законы, а тут и про нарушение закона речь не идет. Так в чем же дело?

События Пурима происходят в период, когда Вавилонское изгнание наконец-то закончено. И хотя Храм все еще разрушен, евреи получают разрешение от Персидского царя Кира вернуться в Землю Израиля и построить новый Храм. Однако евреи в большинстве своем не спешат это сделать. За пятьдесят два года после разрушения первого Храма, евреи Вавилонии обжились, поколение сменилось, евреи построили свои дома учения и молитвы, так зачем же возвращаться в место, где все разрушено и надо начинать с самого начала. Считается, что только 42 тысячи евреев решили вернуться в Эрец Исраэль, миллионы же остались в Персидской империи, где их никто не преследовал и не ограничивал в их правах.  Когда правление перешло новому царю Ахашверошу, ситуация для евреев не очень изменилась. Есть мнение, что царица Вашти и советник Аман еще до Пуримской истории пытались повлиять на мнение царя, и хотели, чтобы он запретил строительство Храма, но в самом свитке об этом упоминания нет. Евреи хорошо живут в Персидской империи. И тут этот Мордехай!

Мне кажется, что в этом универсальность Пуримской истории: к сожалению, евреи никогда не должны слишком расслабляться. Это звучит очень грустно, но именно такой урок Пурима мне кажется самым правдоподобным. Евреи чувствуют себя как дома в Персидской империи, но небольшой конфликт сразу меняет отношение к ним, и оказывается, что желающих взять оружие в руки и идти убивать евреев очень много. Замечательные еврейские мыслители и преподаватели Торы Зеев Дашевский и Пинхас Полонский сравнивают Мордехая с хирургом, который вскрывает рану для того, чтобы вылечить больного. Своей непокорностью Мордехай показывает евреям, что их чувство безопасности иллюзорно. К сожалению, это то, что мы видим в современном мире. Антисемитизм и беспричинная ненависть к чужестранцам вспыхивает мгновенно, достаточно зажечь спичку, и этой спичкой может быть что угодно. И что же нам делать согласно Пуриму? Оставаться евреями, учить свои традиции, помнить, что антисемитизм может вернуться в любой момент и мы должны быть готовы защищаться.

 

– Женя Лопатник