Havdalah
Скажу честно: по-настоящему ценить Шаббат я стала только после приобретения четырёх временных работ и полной загрузки в колледже. Всю неделю я только и занимаюсь тем, что пытаюсь поставить дела в порядке очереди, подтягивая концы там, где откладывать уже нельзя, и отправляя «на завтра» то, что ещё как-то может потерпеть. А потом: Ша! Шаббат! И весь поток писем от руководства, родителей, и преподавателей вдруг замирает. И никто уже не имеет права от меня что-либо хотеть. И даже я сама пытаюсь ничего от себя особого не хотеть и не ожидать. То ли дело раньше, когда у меня было больше свободного времени и разница между Шаббатом и другими днями недели была не так очевидна.
Но нет. Эта статья будет не о Шаббате, а о том, как подготовить себя к очередному бурному потоку недельной активности. Ведь, если бы еврейская традиция не изобрела бы Авдалу, то её надо было бы изобрести хотя бы с терапевтической целью.
Еврейская традиция по этому поводу говорит, что в Шаббат к нашей душе прибавляется еще одна добавочная душа. И именно поэтому мы ходим такие «одухотворённые». А когда суббота заканчивается, то эта добавочная душа покидает нас, и от этого нам так грустно. И чтобы подбодрить нашу одинокую теперь душу, мы делаем обряд Авдалы. Я, к примеру, вполне удовлетворена таким объяснением, но даже если вы не уверены, что к нам в Шаббат спускается некая добавочная душа, у Авдалы есть прямое назначение: понемногу начать действовать. Но так чтобы получать от этого действия максимальные положительные эмоции. Можно сравнить это действие с разогревом перед хорошей тренировкой. Мы делаем несложные упражнения, которые у нас легко получаются и настраивают нас на то, что всё остальное у нас будет получаться также легко.
Что же включает в себя этот «разогрев»? В первую очередь саму подготовку. Нам нужно собрать необходимые нам ингредиенты, и постараться выбрать те, которые будут радовать нас максимально. Именно поэтому, хотя Авдалу можно делать с пластиковым стаканчиком, гвоздикой из пакетика за несколько центов и кока-колой, обычно семьи, которые регулярно делают Авдалу, обзаводятся красивым бокалом, специальной авдальной свечой и сосудом для благовоний.
Вот список необходимых ингредиентов:
Свечка с количеством фитилей больше чем 1 (если такой свечи нет, то можно соединить две свечи и держать их фитильками вместе в процессе обряда)
Вино или сок
Красивый бокал (может быть тот же, что используется для Кидуша в субботу)
Благовония, которые не используются для других целей, кроме как для Авдалы (то есть взять гвоздику на кухне можно, но только ту, что была открыта специально для Авдалы и не использовалась для кухонных целей). Использовать духи, в качестве благовоний тоже можно, но тогда они будут целиком посвящены Авдале.
Тарелочка, в которую мы будем тушить свечку вином. Есть забавная традиция, обмакивать в эту винно-восковую жидкость мизинчики и мазать веки, виски и карманы для красоты, здоровья и заработка. Говорят, что некоторым помогает.
После того, как мы всё подготовили, можно выходить на улицу и начинать считать звёзды. Конечно, в календаре время Авдалы уже указано. Но если нет туч и погода сопутствует, то куда приятнее выйти на исходе субботы на улицу и пристально разглядывать небеса в поисках маленьких бриллиантов-звёздочек.
Итак, когда на небе обнаружено как минимум три звезды, можно начинать процесс.
Я знаю, что многие любят идею, что на какой высоте держит авдальную свечку незамужняя девушка, такой высоты и будет ее суженный, но мне как-то кажется подозрительным эта теория, там более, что я ещё не видела, чтобы кто-то делал Авдалу с рулеткой в руках измеряя точный рост.
И так, мы зажигаем авдальную свечу и начинаем чтение благословений. Первое благословение на вино (я даю все благословения в английский транслитерации с переводом на русский и английский):
Baruch atah, Adonai Eloheinu, Melech haolam, borei p’ri hagafen.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.
We praise You, Adonai our God, Sovereign of all, Creator of the fruit of the vine.
Второе, благословение на благовония. После него принято передать благовония по кругу.
Baruch atah, Adonai Eloheinu, Melech haolam, borei minei v’samim.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, творящий ароматные вещества.
We praise You, Adonai our God, Sovereign of all, Creator of varied spices.
Третье благословение на огонь. Во время него принято смотреть на то, как разделяются свет и тень. Для этого смотрят на слегка согнутые пальцы – на ногтях отблескивает огонь и под согнутыми пальцами сгустилась тень.
Baruch atah, Adonai Eloheinu, Melech haolam, borei m’orei ha-eish.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, творящий сияние огня.
We praise You, Adonai our God, Sovereign of all, Creator of the lights of fire.
И последнее благословение на отделение субботы от будней и на вступление в круговерть следующей недели.
Baruch atah, Adonai Eloheinu, Melech haolam,
hamavdil bein kodesh l’chol, bein or l’choshech,
bein Yisrael laamim,
bein yom hash-vi-i l’sheishet y’mei hamaaseh.
Baruch atah Adonai, hamavdil bein kodesh l’chol.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, отделяющий святое от будничного, свет от тьмы,
Израиль от народов, седьмой день от шести дней труда.
Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от будничного.
Praise to You, Adonai our God, Sovereign of all: who distinguishes between the holy and ordinary, between light and dark, between Israel and the nations, between the seventh day and the six days of work. Praise to You, Adonai who distinguishes the holy and ordinary
После этого свечу заливают вином из бокала, и поздравляют друг друга с хорошей неделей.
И я тоже хочу присоединиться к этим пожеланиям: после того как мы подбодрили себя вкусным, красивым и ароматным, послушали звуки благословений, приведя все наши органы чувств в боевую готовность, мы можем опять броситься в бурные воды недели, чтобы развиваться и творить!
Женя Лопатник