Двар Тора – глава Мишпатим

Миша проснулся очень рано. Вчера вечером начался праздник Рош-аШана, а это значит, что сегодня можно было идти с родителями к пруду, чтобы совершить обряд Ташлих.

Миша всю прошлую неделю учил в еврейской школе, что нужно делать на праздник Рош аШана, но обряд Ташлих заинтересовал его больше всего. Оказывается, что в праздник в Еврейский Новый Год можно пойти и вытряхнуть в воду, все свои плохие поступки. Слово Ташлих на иврите и переводится как «вытряхивать».

И потом эти плохие поступки схватят безмолвные рыбки и унесут на дно, где никто их уже никогда не сыщет. Мише очень нравилась эта идея. Он помнил, что у него было несколько очень плохих поступков. Один раз он не признался маме, что это именно он разбил банку с вишневым вареньем, и не захотел помогать маме вытирать липкий пол. Ведь липкий пол – это так противно. Другой раз он не дал покататься на велосипеде своему брату Грише. И все было бы ничего, но глупый Гриша не сдавался, все продолжал бежать за велосипедом, пока не упал и не расшиб лоб. Короче, Миша очень хотел избавиться от всего прошлогоднего и новеньким войти в Новый Год!

– Миша, помоги мне накрыть на стол! – послышался мамин голос из кухни.

Миша прибежал на кухню, схватил бутерброд с общего блюда.

– Мама, мне некогда тебе помогать, сегодня же такой важный день, я не могу заниматься такими маловажными делами.

Мама вздохнула, но накрыла на стол сама. Тут к ним присоединились уже папа и Гриша. Все быстро поели, потому, что никому не хотелось опоздать на Ташлих. Когда семейство вышло на улицу, оказалось, что все их еврейские друзья тоже идут по направлению к пруду.

– Миша, возьми Гришу за руку. Здесь много людей, и он может потеряться. – попросил папа.

– О! Он так медленно идет. А я так хочу поскорее добраться к пруду.

Папа взял Гришу за руку. И Миша побежал вперед с соседскими мальчишками. Правда бежать было сложно. Под ноги то и дело попадали младшие дети, которые никак не хотели спокойно сидеть в колясках, а пытались идти, хотя у них пока плохо получалось.

И вот наконец-то стал виден заветный пруд. Миша попытался пробраться вперед. Он уже опустил руку в карман, чтобы собрать как можно больше плохих дел. А вот и рыбка подплыла, чтобы схватить все эти плохие поступки и унести с собой в пучину. Миша протянул ей руку, но рыбка укоризненно посмотрела на Мишу, вильнула хвостиком и быстро уплыла прочь.

– Как странно – сказал вслух Миша, и был очень удивлен, когда голос рядом ему ответил.

– Да. Действительно странно.

Миша поднял глаза и обнаружил, что возле него стоял его учитель из еврейской школы, который как раз на прошлой неделе рассказывал ему про Ташлих.

– Миша, а как прошло твое утро? – спросил учитель. – Может быть ты кого-то обидел?

– Я? – я никого не обижал! – уверенно ответил Миша.

– Может тебя кто-то из родственников о чем-то просил, а ты не помог? – настаивал учитель.

– Ну, мама просила помочь накрыть на стол. Но она же не обиделась, что я ей не помог? Папа просил взять Гришу за руку. Я не взял. Но он же такой медленный. Ну, кто же обижается на такое, когда надо спешить делать Ташлих – это же доброе дело, которое нам сказал делать Всевышний.

– Всевышний также нам сказал, что отношения между людьми идут впереди отношений со Всевышним. – Ответил учитель.

– Хорошо. Я понял. – ответил Моше. – А можно я тоже выброшу в воду, то что я обидел своих родных?