Double Passover
Вчера вечером к нашему дому подъехала машина скорой помощи. Последние недели мы часто слышали сирены, но машины всё спешили куда-то. Было понятно, что кому-то где-то плохо. От этого было тревожно и грустно. А тут машина остановилась прямо возле нас. Мы с мужем побежали к окну посмотреть, куда пойдут врачи. Так как на улице не было никого: ни машин, ни людей, нам было хорошо видно, как медики надевают защитные костюмы и как красные огни отсвечивают на защищающем их лицо пластике. В нашем доме живет много людей постарше, а это двойная опасность. Пока я думала, что мы можем потерять кого-то из соседей, медики отправились в дом напротив. «На этот раз миновало» – подумала я. Но потом я стала думать, что соседей из дома напротив, я наверняка тоже встречала на улице. Может быть мы даже сидели за соседними столиками в нашем любимом японском ресторане. Они мне тоже не чужие.
Название праздника Песах происходит от ивритского глагола пасах – миновал. Отсюда и английское название Passover – pass over. Это название связано с моментом в песахальной истории, когда потомки семейства Яакова получили указание обмазать косяки дверей кровью ягнёнка, а самого ягнёнка зажарить. Все члены семьи должны были собраться в доме. Не выходить из дома ни при каких обстоятельствах. Ягнёнок должен был быть съеден до конца, а вещи собраны в дорогу, так чтобы с первыми лучами солнца выйти из города. Не думаю, что кого-то надо было убеждать два раза, что оставаться в карантине необходимо. После девяти египетских казней, наверное, даже самые большие скептики стали прислушиваться к указаниям Моше и Аарона. В ночь, когда ангел смерти забирал души тех, кто не был отмечен, каждый знающий об опасности молился, чтобы ангел смерти миновал их дом. Мне трудно сказать, думали ли будущие евреи о своих египетских соседях. Не бывает так, чтобы все люди были злодеями. Даже в таких напряжённых отношениях рождается дружба. Может быть, даже кто-то из «наших» передал секрет профилактического обмазывания косяков дверей своим египетским соседям, и те были спасены. Трудно сказать…
Как же наш новых «пасах» отличается от того, Египетского. Рецепт того, как остаться живым по-прежнему тот же: все должны оставаться дома. Только не одну ночь, а пока неизвестное количество дней и ночей. И одного ягнёнка нам тоже не хватит на весь карантин. А главное, в нашем новом песахе нет никаких «других», все «наши». За всех болит сердце.
Сказано, что в Песах мы все должны почувствовать, как мы выходим из рабства. Лимитированность передвижения, общения, сферы деятельности – основные черты нашего нового рабства. Однако условия современного рабства отличаются от семьи к семье. Кто-то проводит время в частном доме за городом, а кто-то остался без средств к существованию и только закон о «заморозке» выселения, отдаляет его от момента, когда он окажется на улице. Но разве в древнем Египте было иначе? Моше проводил время во дворце фараона, в то время когда его братья и сестры еле сводили концы с концами. Но Мидраш (притча) говорит, что даже во дворце Моше был в опасности и приводит историю о Моше и короне Фараона. Однажды, маленький Моше, сидя на руках у приемного дедушки Фараона, заигрался и нетактично потянулся к короне Фараона. Дедушка-фараон решил, что это подозрительно и обратился к своим астрологам за советом. Те предложили испытать маленького Моше и предложили ему на выбор две кучки: в одной тлеющие угольки, а в другой царские драгоценности. Их расчет был такой: простодушный ребенок потянется к уголькам, потому что они горят ярче, а вероломный протянет ручку к драгоценностям. Моше может и был простодушным, но не был дураком и потянул ручку к груде драгоценностей. Божий ангел одтолкнул его руку из опасной зоны. Моше с перепугу схватил уголёк и засунул себе в рот. Считается, что из этого детского эпизода Моше в последствии имел проблемы с речью. К чему я веду: если бы выяснилось, что Моше не простак, то ему грозила бы гибель. Так же, как и его родственникам.
Ещё задолго до десяти казней у Моше были разногласия со своими одноплеменниками. Это не написано в Торе, но устная история рассказывает о том, что Моше знал с детства, что он еврей, так как его родная мама была его кормилицей. И когда Моше подрос, ситуация с родственниками стала его волновать. Он даже попытался вмешаться в один деликатный вопрос. Мидраш рассказывает, что одному надсмотрщику приглянулась жена раба. Отослав этого раба ночью на работу, надсмотрщик проник в шатёр к жене и под видом законного супруга овладел ей. Ситуация наутро всплыла, и чтобы замести следы, охранник решил убить этого раба, так как, по-видимому, такое поведение надсмотрщика не поощрялось даже в Египте. Моше вступился за раба, произнес тайное имя Всевышнего и охранник упал замертво. Очевидно, Моше смог спрятать труп. Однако на следующий день он опять встретил того же самого раба, который ссорился со своей женой. Оказалось, что он хочет развестись с ней под предлогом измены. Моше был поражен такой несправедливостью по отношению к бедной женщине, но в ответ раб пригрозил, что донесёт на Моше. Даже для приёмного сына дочери фараона за убийство египтянина была положена смерть. И Моше ушел из Египта. Не удивительно, что «предложение» Всевышнего вывести своих одноплеменников из Египта не вызвала у Моше бурю радости. Однако к моменту десятой казни, все прошлые разногласия были забыты. Какие могут быть споры, когда над крышей дома с азартом мечется Ангел Смерти?
А что дальше? А дальше казалось, что море поглотит нас. Что ему нет конца и края. А то, что было позади, было ещё хуже моря. И конечно, мы начали роптать. Злость и депрессия– прямое следствие бессилия. Но потом кто-то начал двигаться вперед. А движение, каким бы оно не было- будь то помощь семьям, которые остались без средств к существованию, поиск масок для госпиталей, покупка продуктов для соседей – занимает мысли и придаёт новый смысл всему происходящему. И вот вода дошла до колена тем, кто решился войти в море. Потом до пояса. Выше. До горла. И когда казалось, что это конец – море внезапно расступилось. И мы смогли перейти на другую сторону.
Хорошего Песаха!
Женя Лопатник.